Депрессии удалось избежать. Пора готовиться к новой рецессии? Этим вопросом задаются многие ученые, включая экономиста Принстонского университета Алана Блайндера (Прим.: известный американский экономист, профессор экономического факультета Принстонского университета и содиректор Принстонского центра исследований в области экономической политики, основанного в 1990 году). По его словам, 2009 год не превратился в кошмар 1930-х благодаря сочетанию монетарной и фискальной экспансии. Однако радоваться еще рано, потому что миссия еще не выполнена до конца. Преждевременная отмена стимулов может обернуться тем, что 2010 год станет точной копией 1936 года, когда череда ошибок - повышение требований к банковским резервам во стороны ФРС и балансировка федерального бюджета - привели к началу второго витка рецессии. "Чтобы избежать ужасов 1936-37 годов, связанных с политическими ошибками, ФРС и правительство должны действовать согласовано", - отмечает он. Нынешняя рецессия считается худшей за последние 50 лет, однако, перед политиками стоит все та же проблема, которая стара, как мир: как понять, что уже хватит? Конечно, они живут не в изоляции, им доступно большое количество информации, как количественной (экономические данные), как и качественной (потребительские и деловые исследования), которая призвана помочь им решить, когда пациент уже скорее жив, чем мертв и его можно отключать от системы жизнеобеспечения. В их распоряжении масса эконометрических моделей, недостатки которых становятся очевидными лишь по факту. У них есть (по крайней мере, в это хочется верить) опыт, мудрость, здравый смысл и возможность предпринимать шаги, которые могут оказаться политически непопулярными сегодня, но жизненно важными для состояния экономики завтра.
Начнем с монетарной политики. Посмотрим, чем могут руководствоваться семь мужчин и женщин в Вашингтоне и 12 - в регионах. Индикаторы бизнес-циклов - традиционные ориентиры того, что ждет нас впереди, что совпадает с экономическими отливами и приливами, а что отстает от них (по правде сказать, я никогда не понимала ценности так называемых запаздывающих индикаторов). Conference Board рассчитывает индекс опережающих экономических индикаторов, которые достигли своего максимума в марте 2006 года, а потом, более года консолидировались в узком диапазоне. В июле 2007 они вновь приблизились к вершинам, но лишь затем, чтобы с треском провалиться. Большую часть времени их благополучно игнорируют, особенно, когда они идут в разрез с общими прогнозами. К десяти компонента, большинство из которых к моменту выхода индекса, уже всем известны, относятся так же. Данные за апрель, опубликованные 21 марта, вышли на уровне +1.0%, превысив средний прогноз +0.8%. Это первое увеличение с июня прошлого года. По большей части, оно было связано с ростом цен на акции, спрэдом между ставкой по федеральным фондам и 10-леним казначейским облигациям и потребительскими ожиданиями.
Однако значения одного месяца - еще не повод делать скоропалительные выводы. И уж тем более не основание отказываться от мрачных прогнозов, нашедших свое отражение в полугодовом индексе опережающих индикаторов и диффузном индексе. К слову сказать, экономисты Conference Board предпочитают их месячным показателям. Кроме того, последующие пересмотры могут существенно изменить облик индикаторов: январский рост на 0.4% в конце концов оказался снижением на 0.2%. На данный момент, финансовые, или нематериальные индикаторы, такие как спрэд процентных ставок, фондовый рынок и реальная денежная масса М2, подают обнадеживающие сигналы. Как правило, за ними следуют с некоторым опозданием и более вещественные индикаторы, такие как заявки на пособие по безработице, разрешения на строительство, заказы на средства производства, и т.д. Цены на сырье спутывают карты. Индекс цен спот на сырье, не включающий в себя цены на нефть, достиг дна в декабре, три месяца никуда не двигался, и лишь затем начал укрепляться. Этому есть объяснение. Так называемые "чувствительные цены на сырье" реагируют на малейшие изменения спроса. Производители могут начать увеличивать покупки меди и металлолома быстрее, чем производители сырья начнут повышать объемы производства. В итоге цены растут.
Однако ФРС не достаточно нематериальных индикаторов и цен на акции, возможно, именно поэтому монетарная политика, как правило, отстает от экономических событий. Что же касается фискальных ограничений, то здесь единственным поводом для беспокойства пока является явно выраженное желание администрации Обамы увеличить налоги для богатых и невысказанная потребность повысить налоги для всех остальных, чтобы финансировать предполагаемые расходы. Конгресс одобрил программу фискального стимулирования на сумму $787 млрд. (пока из этой суммы потрачено лишь 11%), а также бюджет на сумму $3.55 трлн. Предполагаемый дефицит бюджета на текущий финансовый год составляет $1.84 трлн, а на 2010 год - $1.26 трлн. И это еще до осуществления мечты об реформе системы здравоохранения. Основная идея о том, что Конгресс сумеет подлатать одну шестую американской экономики до августовских каникул - это плод великой глупости или гордыни. И то и другое ужасает. По словам Барака Обамы, текущие дефициты являются недопустимыми, однако, насколько это верно, будут решать иностранные инвесторы. В какой-то момент они потребуют более высоких доходов на свои долларовые активы, или просто вернут их назад. Более красноречивого признака того, что правительство сильно опоздало с ужесточением фискальной политики просто не найти. Если же подобные события начнут происходить на фоне затянувшихся стимулирующих мер в рамках монетарной политики, раздувающих инфляционные ожидания и, соответственно, усиливающих саму инфляцию, настанет время беспокоиться о перспективе попасть в 1970-е, а не 1930-е годы.